Разные пути воспитания детей

Разные пути воспитания детейРодители, все без исключения, желают своим детям только добра, но каждый по-своему понимает это добро и по-разному представляет, как его взращивать.
Но даже если в оценке добра и зла большинство людей все-таки сходятся, то пути воспитания детей все равно выбирают разные. Одни родители поводят политику кнута и пряника, другие только кнута, третьи только пряника, четвертые считают, что ребенка достаточно одевать и кормить, а остальное само приложится. Пятые прививают своим детям сознание собственной исключительности и так далее…. Где же ориентир?

Другой путь воспитания детей

Существует мнение, что огромную роль в воспитании детей играет стиль общения с ними. Многие из нас руководствуются при этом естественными побуждениями: мы угрожаем, командуем, обвиняем или захваливаем, предлагаем готовые решения, отшучиваемся, выспрашиваем, сочувствуем. Это путь не доверия, а доминирования: контакта между детьми и родителями не произошло, а дети без этого хиреют – и физически и нравственно.

Иногда родители выбирают другой путь воспитания, отказываясь от «родительского права» и предпочитая право дружества. Такие родители не прорубают своим детям дорогу в жизнь, а вслушиваются и всматриваются в них, пытаясь понять, чем их природа одарила и чего недодала. Они незаметно и неспешно настраивают инструмент детской психики, уча их преодолевать кризисы и конструктивно разрешать конфликты. Этот способ воспитания называется личностно ориентированным стилем общения.

Исходным принципом такого воспитания является принятие детей такими, какими они есть, поскольку «личностно ориентированное» общение планомерно и сознательно ставит в центр внимания другого человека, в данном случае ребенка. Отсюда следует, что можно выражать свое недовольство исключительно действиями ребенка, но, ни в коем случае, не ребенком как таковым и его чувствами. Такому правилу следовать очень даже не просто.

Решение детских проблем

Многие детские проблемы (если не большинство) порождены обидой, болью, страхом. Лучше всего в таких случаях активно выслушать ребенка, то есть в беседе «вернуть» ему то, что он сообщил, назвав его чувство по имени, а не уговаривать, утешать и тому подобное, как мы обычно это делаем.  В таком случае ребенок не остается наедине со своими горестями. Такой способ сочувствия дает порой чудодейственные результаты, так как негативные чувства ребенка (обида, боль), будучи четко обозначенными, быстрее рассасываются  и теперь ребенок в решении своей проблемы продвигается сам.

Не стоит в общении со своим ребенком говорить о собственных чувствах от первого лица, скрывая их. Иными словами нужно говорить не о поведении ребенка, а о себе. Например, «Меня утомляет…» вместо «Не шуми…», Я не люблю, а не Ты ведешь себя. и тому подобное. Такие я сообщения оставляют за детьми возможность принять решение самим, не задев детское самолюбие.

Правила

Наши дети хотят, чтобы жизнь была предсказуемой, понятной и безопасной. Поэтому в их жизни необходима установка соответствующих норм и правил. Но только житейская мудрость и чувство меры подскажут вам, какие правила должны быть гибкими, какие – жесткими, а где оставлять право выбора за детьми и так далее. Требования родителей не должны явно противоречить насущным потребностям ребенка, даже в случае ужасного, как вам кажется, увлечения каким-либо подростковым идолом.

Детей нужно любить и понимать

Причина дерзкого поведения ребенка кроется в нереализованной им потребности во внимании, а не в чьем-то дурном влиянии или природной испорченности. Помните, что в число трудных детей обычно попадают наиболее ранимые и чувствительные, а не худшие.

Обычно на негативное поведение ребенка родители реагируют раздражением, гневом, чувством отчаяния или обидой, то есть именно так, как ребенок и предполагает. Для того, чтобы этот порочный круг разорвать, нужно умно и сознательно переключить отрицательные эмоции на конструктивные действия.

Помните, что глубинные причины детской злобы, гнева, зависти вторичны по отношению к чувствам обиды, боли, страха, а возникают последние от неудовлетворенной потребности детей в любви, уважении, признании. В их основе лежат стремления, которые можно выразить словами: «я любим», «я могу», «я хороший». Фундамент всей этой пирамиды чувство внутреннего благополучия (или же, наоборот, неблагополучия), которое у ребенка формируется в результате нашего с ним обращения.

Корень всех детских трагедий и аномалий – чувство неблагополучия. Следует помнить, что наказание или самонаказание детей лишь усугубляют это чувство, а помочь им может только постоянное пестование в них чувства самоценности.

А это значит любить – уважая и понимая и требовать – любя.

romantic-online.com

Планирование беременности – это увлекательный и незабываемый опыт!  Вас ждет удивительное  путешествие ко встрече с вашим ребенком – вашим продолжением! Планирование беременности, подготовка к родам и грудное вскармливание только полезная и актуальная информация на сайте http://kotulskaya.ru/!


Опубликовано 2009/08/31 в рубрике: Развитие ребенка

Понравилась статья? Подпишись на e-mail рассылку
и получай новые статьи на Вашу электронную почту!

Comments are closed.